Производитель: Magnavox Тип: Игровая приставка Поколение Первое поколение Дата выхода: Северная Америка Май 1972 Япония 1975 Носитель: Картридж Продано штук: 350 тысяч Последователь: Magnavox Odyssey²
История
История Magnavox Odyssey началась летом 1966 года, когда Ральф Баер начал работать над приставкой к телевизору, с помощью которой можно было бы играть дома. В сентябре он уже имел план своих действий и блок-схему игры для двух человек. Параллельно он занимался разработкой аксессуаров к консоли (например, в 1967 году создал прототип светового пистолета).
15 января 1968 года Баер получил первый патент на видеоигру, в октябре того же года представил работоспособное устройство, которое уже можно было использовать для игры в пинг-понг, волейбол и футбол. В январе 1969 года прототип «Brown Box» был представлен компаниям-производителям телевизоров. После длительных переговоров был подписан договор с Magnavox.
С марта 1972 года Magnavox Odyssey стала продаваться в магазинах по цене 99,95 долларов США. С 1972 по 1975 год было продано около 350 тысяч консолей, в 1975 производство Odyssey было свернуто и модель заменена на Odyssey 100, простую Pong-образную приставку.
Кроме того, Odyssey продавалась компанией Nintendo (у которой ещё не было собственных разработок в этой области) в Японии в 1975 году.
Характеристики
Odyssey содержала 40 транзисторов и 40 диодов; по современным меркам это кажется удивительным, однако Odyssey не имела микропроцессоров.
Консоль использовала специальные заменяемые игровые карты, которые вставлялись в слот, похожий на слот картриджа в более современных игровых консолях. Они не содержали никаких электронных компонентов, только перемычки между выводами. Эти перемычки соединяли разные генераторы сигналов внутри консоли для создания изображения на экране. Приставка умела выводить на экран три точки (две из них — управляемые игроками, одна — «мяч») и вертикальную черту посередине экрана.
Система продавалась вместе с прозрачными пластиковыми накладками, пользователи должны были накладывать их на экран телевизора, для имитации цветной графики. Накладки имели размеры, подходящие только к двум из возможных размеров телеэкранов — 18 и 23 дюймов. Некоторые из накладок могли использоваться с одним и тем же картриджем, изменяя правила игры. В комплект консоли входили также пластиковые игровые фишки и листки для ведения счёта, почти как в обычных настольных играх.
Управление производилось с помощью двух манипуляторов. На каждом из манипуляторов находилось по два диска, расположенных с разных боков — левый диск отвечал за перемещение по горизонтали, правый — по вертикали. Кроме стандартных манипуляторов, поставляемых в комплекте с консолью, можно было купить и использовать световой пистолет Shooting Gallery.
Звуки приставка, как и большинство систем Pong-типа, воспроизводить не умела.
Odyssey работала от шести батареек типа С, либо от блока питания (продавался отдельно).
Многие считают, что Odyssey — аналоговое, а не цифровое устройство. Однако сам Баер относит Odyssey к последним. Приставка использовала схемотехнику ДТЛ, наиболее распространённую до появления ТТЛ, и была собрана на дискретных транзисторах и диодах.
Аксессуары
Shooting Gallery
Shooting Gallery — первый в мире коммерческий световой пистолет. Он определял факт попадания в светящуюся область телеэкрана. Направляя его на любой другой источник света, можно было имитировать успешное попадание. Продавался отдельно, в комплекте шли два картриджа (№ 9 и 10), которые позволяли играть в четыре игры и восемь накладок на телевизор для этих игр.
Carrying case
Белый пластиковый чемоданчик для переноски самой приставки, а также контроллеров, игр и т. д. Продавался отдельно, комплект включал сам чемодан, буклет-инструкцию и зиплок-пакетик для хранения покерных фишек.
Блок питания
9-ти вольтовый блок питания можно было использовать как замену батарейкам.
Игры
Консоль должна была иметь 12 картриджей, некоторые из них могли поддерживать несколько игр благодаря накладкам на телевизор; однако, существование 11 картриджа не подтверждено.
Таблица соответствия картриджей и игр № Игры, запускаемые с этим картриджем
1 Table Tennis 2 Fun Zoo, Percepts, Simon Says, Ski 3 Analogic, Baseball, Brain wave, Football (вариант 1), Hockey, Soccer (вариант 1) 4 Cat and Mouse, Football (вариант 2), Haunted House, Invasion (вариант 1), Win 5 Invasion (вариант 2), Soccer (вариант 2), Submarine, Wipeout 6 Invasion (вариант 3), Roulette, States 7 VolleyBall 8 Handball, Basketball 9 Dogfight*, Prehistoric Safari*, Shootout* 10 Shooting Gallery* 11 Загадочный 11 картридж, которого никто не видел 12 Interplanetary Voyage
*Продавались вместе со световым пистолетом Shooting Gallery.
Интересные факты
На данный момент не известно точно, существовал ли «загадочный 11 картридж» на самом деле или нет (равно как было ли выпущено всего 28 игр или их было больше). Среди коллекционеров ходили слухи о том, что 11 картридж предназначался для невышедшей игры.
Наиболее вероятным представляется следующий вариант развития событий: с 11 картриджем должна была выйти игра Basketball, которую в итоге выпустили, но с 8 картриджем. 12 картридж к тому моменту уже существовал, а игр, которые требовали бы отдельного картриджа, так никогда и не вышло.
Клоны
Сохранившихся клонов, равно как и некоторых модификаций оригинальной приставки Odyssey, мало. Список известных клонов:
* Overkall, испанский клон, 1973 * Telematch de Panoramic, аргентинский клон (возможно, распространялся по всей Южной Америке), 1975 * Kanal 34, шведский клон (сохранившихся приставок нет, но была публикация о консоли в журнале), 1976